Откровение - 2000

Четвертая книга Моисея: Числа

 

Архив  



В первый день второго месяца второго года Господь повелел Моисею пересчитать мужчин в родах израилевых от двадцати лет и выше, годных для войны. Так как прямой пересчет народа Израиля изменил бы духовное состояние народа, то, чтобы не допустить этого, считали особым образом: по внесенному храмовому налогу. Так как род Иосифа, по воле Израиля, было представлен родами Ефрема и Манассии, то всего родов оказалось тринадцать, и Господь изымает из пересчета род Левия, определяя их Аарону на службу в Скинии собрания. Род Левия призывается на службу Господу еще и потому, что первенцы народа Израиля, спасенные Господом в Египте, оказались замешанными в грехе золотого тельца. В обязанности левитов входило прислуживать в Скинии собрания, переносить святыни из нее при переходах, собирать и разбирать, охранять. В связи с предстоящими войнами с языческими народами, народ Израиля, по повелению Господа, был разбит по ополчениям, по родам и коленам, и был установлен порядок установки станов и следования в пути.

И сказал Господь Моисею: «Вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых [они будут взамен их]; левиты должны быть Мои, ибо все первенцы – Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Моими. Я Господь». (Чис., 3,11-13)

Далее Господь дает повеление Моисею пересчитать всех мужчин и мальчиков в роду Левия от одного месяца и старше, и их оказалось двадцать две тысячи.

И сказал Господь Моисею: «Исчисли всех первенцев мужеского пола из сынов Израилевых, от одного месяца и выше, и пересчитай их поименно; и возьми левитов для меня, - Я Господь, - вместо всех первенцев из сынов Израиля, а скот левитов вместо всего первородного скота сынов Израилевых». (Чис., 3, 40-41)

Когда Моисей исполнил повеление Господа и пересчитал и переписал всех первенцев Израиля от месяца и старше, их оказалось 22273 имени.

И взял Моисей серебро выкупа за излишних против числа замененных левитами, от первенцев Израилевых взял серебра тысячу триста шестьдесят пять сиклей, по сиклю священному, и отдал Моисей серебро выкупа за излишних Аарону и сынам его по слову Господню, как повелел Господь Моисею. (Чис., 3, 49-51)
Мы уже обращали внимание, что, рассматривая возможности очищения человека и народа и системы жертвоприношений, необходимо сделать вывод о качественном различии категорий человека, народа и человечества в отношениях с Богом. При избиении первенцев народа Египта, и спасении первенцев народа Израиля, эти народы рассматривались как единые целые (народ как личность), а не как совокупность отдельных людей. Поэтому Господь забирает всех первенцев одного народа (как одного первородного сына) за уничтожение единого первородного сына другого народа. Можно предположить, что наказание одних (первенцев египтян) и возвышение других (принадлежность первенцев израильтян Господу) не должно было изменить общее духовное состояние двух народов. При замене же первенцев Израиля на левитов (внутри одного народа) обмен должен быть эквивалентным: человека на человека. Интересно отметить, что здесь впервые возникает стоимость спасенной человеческой жизни, которая равна величине выкупа ребенка, посвященного Господу: пять сиклей серебра.

И сказал Господь Моисею: «Возьми левитов из среды сынов Израилевых и очисти их; а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты;» (Чис., 8, 5-7)

Окропление водой, в которой растворен пепел бурой коровы, очищал человека от внешней нечистоты. Посвящение левитов проводится на глазах всего народа и с участием народа, потому что левиты замещают первенцев всего народа.

… и приведи левитов пред Скинию собрания; и собери все общество сынов Израилевых и приведи левитов их пред Господа, и пусть возложат сыны Израилевы руки свои на левитов; (Чис., 8, 10)

Народ Израиля возлагает руки свои на головы левитов, как на жертвы, посвященные Господу, перенося грехи народа Израиля на левитов. Это высокая честь для человека понести грехи народа своего и тем очистить его, хотя бы на время. Затем левиты возлагают руки свои на головы тельцов, один из которых является приношением за грех, а второй – для приношения Господу сожжением. Этими жертвами левиты очищаются. После этого левиты посвящаются Господу:

… и поставь левитов пред Аароном и пред сынами его, и соверши над ними посвящение их Господу; и так отдели левитов от сынов Израилевых, чтобы левиты были Моими. (Чис., 8, 14)

Все колена левитов были распределены на службы при Скинии собрания и всем были подробно разъяснены их обязанности в дни служения, при разборе и сборе Скинии и при переходах. Левиты располагались отдельным станом вокруг Скинии собрания, охраняли ее и служили при ней.

Священный шатер

Особую чистоту и осторожность должны иметь левиты из колена Каафа, которые отвечали за перенос священных предметов из Святого Святых и Святого.
И сказал Господь Моисею и Аарону: «Не погубите колена племен Каафовых из среды левитов, но вот, что сделайте им, чтобы они были живы и не умерли, когда приступают к Святому Святых: Аарон и сыны его пусть придут и поставят их каждого в служении его и у ноши его; но сами они не должны подходить смотреть святыню, когда покрывают ее, чтоб не умереть». (Чис., 4, 17-20)

Завесы священного шатра (Святого Святых) сделаны из тонкого льна и голубой, пурпурной и красной пряжи с нашитыми на них изображениями крылатых херувимов. Затем делается еще один шатер, который покрывает священный шатер. Скиния является храмом не только для земного мира, но и для мира небесного, что видно из системы покрытий ее сверху. Второй шатер состоит из завес из козьей шерсти. Наружный шатер сначала покрывается покрытием из бараньей кожи, покрашенной в красный цвет, а затем покрывается тонкой кожей (кожей морского млекопитающего). Завеса входа Святого Святых также изготавливается из тонкого льна и из голубой, пурпурной и красной пряжи с нашитыми на нее изображениями херувимов. Вход в Святое закрывается завесой из того же материала, что и завеса Святого Святых, но вместо херувимов, расшита узорами.
Когда стану надобно подняться в путь, Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую , и покроют ею ковчег откровения; и положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой шерсти, и вложат шесты его; (Чис., 4, 5-6)

Завеса с херувимами, которой покрывают Ковчег откровения, отделяет место Божественного Присутствия - Эдем и Престол Господа от остального небесного мира. Именно там скрыт Эдем, находившийся когда-то на земле. Тонкая кожа служит для разделения уровней с различным состоянием святости, а синий цвет ткани, которой Ковчег закрыт сверху, означает небесный мир, царство духа.

… и стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния, и хлеб его всегдашний должен быть на нем; и возложат на них одежду багряную, и покроют ее покровом из кожи синего цвета, и вложат шесты его;
(Чис., 4, 7-8)

Следующий уровень святости составляют предметы Святого. Если ткань синего цвета служила внешним покровом для Ковчега соглашения, то для священных предметов Святого синяя ткань становится внутренним покровом, отделяя святыни от остального мира. Следующим по святости предметом в Скинии является стол для хлебов предложения. Все же предметы, которые находятся на столе, в том числе и хлебы предложения, имеют уже другой уровень святости и они помещаются на синюю ткань, а покрываются красной тканью и тонкой кожей. Но как хлебы предложения, так и все остальные предметы остаются на столе на все время перехода.
… и возьмут одежду из голубой шерсти, и покроют светильник и лампады его, и щипцы его, и лотки его, и все сосуды для елея, которые употребляют при нем, и покроют его и все принадлежности его покровом из кож синих, и положат на носилки; (Чис., 4, 9-10)

На время нахождения в пути светильники гасятся. Хотя стол для хлебов предложения по рангу святости стоит выше светильника, но все предметы для обслуживания светильника, в том числе и елей, более святы (они покрываются синей тканью вместе со светильником), чем предметы, стоящие на столе.

… и на золотой жертвенник возложат одежду из голубой шерсти, и покроют его покровом из кож синих, и вложат шесты его. (Чис., 4, 11)

Золотой алтарь и все, что на нем есть, также покрывается тканью синего цвета
и переносится со всеми предметами.

И возьмут все вещи служебные, которые употребляются для служения во святилище, и положат в одежду из голубой шерсти, и покроют их покровом из кож синих, и положат на носилки. (Чис., 4, 12)

Таким образом, характерными цветами Святого являются синий и красный.

И очистят жертвенник от пепла и накроют его одеждою пурпуровою; и положат на него все сосуды его, которые употребляются для служения при нем – угольницы, вилки, лопатки и чаши, все сосуды жертвенника – и покроют его покровом из кож синих, и вложат шесты его. И возьмут пурпуровою одежду, и покроют умывальник и подножие его, и положат на них кожаное синее покрывало, и поставят на носилки. (Чис., 4, 13-14)

Характерный цвет двора Скинии – пурпурный, по цвету ткани покрывающей алтарь для сожжений. Так как ранг предметов в Скинии отражает уровни святости, то по повелениям Господа о порядке подготовки святынь, содержащихся в Скинии, к переходу, можно прийти к следующим выводам:
1. По отношению к человеку Господь разделил Духовный Мир на следующие пространства: Ковчег и Крышка Ковчега - Место Божественного Присутствия, которое отделяется завесой с херувимами;
пространство Небес – место Духа, которое ограничивается с двух сторон синей тканью и включает стол для хлебов предложения, светильник с относящимися к нему предметами, золотой алтарь для курений со всеми предметами, и другие священные предметы, кроме всех находящихся на столе предложения;
место Памятного Присутствия, хлебы предложения в память и предметы, находящиеся на столе для хлебов предложения – ограниченные синей и красной тканью; место жертвоприношений - алтарь для сожжений, который ограничен пурпурной тканью;
место для предметов, используемых при жертвоприношениях, – ограничено пурпурной тканью и тонкой кожей.
2. Считая, что тонкая кожа, которая покрывает предметы из Скинии, служит для отделения священных предметов разного ранга святости друг от друга, можно выделить уровни святости, представленные в Скинии: Ковчег Завета с крышкой, стол для хлебов предложения, светильник, золотой алтарь для курений, предметы из святилища, алтарь для сожжений и священный шатер – всего семь уровней. Эти семь уровней святости есть духовная лестница для восхождения человека к Богу, а покрытие из тонкой кожи говорит о том, что преодоление его требует все более высокой степени чистоты, и духовного служения, соответствующего уровню святости и близости к Господу.
3. Пурпурный цвет символ крови животных, приносимых на жертвеннике и животной основы человека. Поэтому жертвенник сожжений есть место очищения человека от животных свойств, для дальнейшего его духовного восхождения. Красный цвет (багряный) означает человека, освободившегося от власти животной основы своей, осознавшего свои ошибки и заблуждения, покаявшегося и вступившего на путь духовного служения.
Если человек во дворе Скинии осуществляет служение Богу во имя свое (очищает свои грехи), то человек, получивший доступ в Святое, должен обладать гораздо более высоким уровнем чистоты и духовности (святости!) и служить за народ.
Когда же человек осознает путь к Богу, и станет руководствоваться духом, и дела его пред ликом Господа будут едины с духом его, и будет открыт путь ему в Святое Святых, то служба его пред Господом за все человечество, без различия национальностей, рас и вероисповеданий. Цветом его станет синий – цвет восхождения духа к небесам. Так и в завесах Скинии сплетаются в единстве, указывая путь, пурпурная нить животного мира, красная нить восходящего человеческого духа и растительного мира, и синяя нить Духа небесного.

Назорейство

И сказал Господь Моисею: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решиться дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод;» (Чис., 6, 2)

Обет назорейства явился первой духовной жертвой во имя служения Господу. Его принимали, как правило, в знак благодарности Господу, и он давал прекрасный пример духовного самовоспитания. Принимая обет назорейства, человек обязуется соблюдать особую ритуальную чистоту, свойственную только первосвященнику, и полностью посвящает себя служению Господу. Он обязуется не только не пить вина и других крепких напитков, но даже не есть ничего виноградного, а также не стричь волосы до конца обета. Если же обет случайно будет нарушен, например, человек оказался рядом с внезапно умершим, то после сбривания волос и принесения жертв за грех и во всесожжение на восьмой день, этот человек должен снова дать обет назорейства и начать его сначала. После окончания срока назорейства этот человек идет ко входу в шатер собрания и приносит жертву всесожжения, за грех, приношение содружества, хлебное приношение и приношение возлияния. Назорей у входа в шатер собрания сбривает волосы, а священник кладет их на огонь под приношение содружества. Затем священник дает ему сваренное плечо барана и большую и маленькую лепешку из хлебного приношения. После того, как священник сделает приношение потрясанием перед Господом, обет считается исполненным и назорей может пить вино. Обет назорейства духовно возвышал человека и открывал ему путь к Господу, приучая его к духовному самоконтролю и ритуальной чистоте перед Господом.


Благословение

И сказал Господь Моисею: «Скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!
Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я, Господь, благословлю их». (Чис., 6, 22-27)

Как уже неоднократно говорилось, Священное Писание есть Путь Возвращения к Богу для человека, народа и человечества. В этом его содержание и назначение – указать Путь. Путь грешника, идущего к Богу, извилист и, если он уклонился с этого Пути, «Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» и помощь Господа вернет его на праведный Путь. Если же Путь человека прям, тогда «Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!» за грехи твои, и будет вам это духовным маяком в жизни. Если же вы в Пути не один, если вы утвердили в себе Дух и приняли Истину и народ отвращаете с пагубного пути и ведете к Господу «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!» чтобы вы смогли пройти этот Путь до конца!

Господь дал указание Моисею о праздновании Пасхи в положенное время – вечером в четырнадцатый день первого месяца. Те люди, которые по каким либо причинам не могут праздновать Пасху в этот день (был вдали от дома или был нечист), празднуют ее вечером в четырнадцатый день второго месяца.
С того дня, как была поставлена Скиния собрания, ее покрыло облако Господнее. По ночам оно было огненное. Как облако поднималось над Скинией, так и народ сворачивал стан и двигался за ним, когда же оно останавливалось, то народ ставил стан.
… по указанию Господню останавливались, и по указанию Господню отправлялись в путь: следовали указанию Господню по повелению Господню, данному через Моисея. (Чис., 9, 23)

Господь повелел Моисею сделать две серебряные трубы, чтобы давать народу сигналы о созыве народа, о снятии станов и движении. Также в них трубили, когда собирали собрания, в дни новолуния, когда приносили всесожжения и приношения содружества. В трубы могли трубить только сыновья Аарона, священника.
… и когда пойдете на войну в земле вашей против врага, наступающего на вас, трубите тревогу трубами, - и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших;
(Чис., 10, 9)

Если ты верен Господу своему и защищаешь народ свой и землю, которую дал тебе Господь, то всегда можешь просить помощи у Господа и получишь ее. Но помни: Господь помогает идущим! Если же ты сражаешься на чужой земле и тебя туда привел Господь, то Он поможет тебе, если же ты пришел туда без повеления Господа, то безуспешны будут дела твои.


Народ в пути

В двадцатый день второго месяца на второй год после выхода израильского народа из Египта облако поднялось над Скинией и израильский народ отправился в путь от горы Господней.
Народ получил заповеди и законы, отпраздновал Пасху, затем, через месяц, отпраздновали Пасху те, кто не смог отпраздновать ее в первый раз, и вот, народ Израиля отправился в путь. Походным порядком, определенным Господом, они ушли из Синайской пустыни и пришли в пустыню Фаран. Прошло совсем немного времени, но народ снова стал роптать, вспоминая о мясе, рыбе и овощах, и гнев Господа разгорелся огнем в стане. Лишь по молитве Моисея Господь погасил огонь.

«… и сильно воспламенился гнев Господень, и прискорбно было для Моисея. И сказал Моисей Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего?» (Чис., 11, 10-11)

Долгие годы Моисей несет тяжелую ношу ответственности перед Богом за народ Израиля и перед народом за все происшедшее со времени выхода из Египта. Он глубокий старик, и хотя он также крепок телом, как в начале пути и дух его также высок, но духовное одиночество человека, посредника между Богом и народом, становится уже слишком тяжелым для него.

И сказал Господь Моисею: «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к Скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил». (Чис., 11, 16-17)
Чтобы частично ослабить духовное одиночество Моисея и разделить его ответственность за народ со старейшинами, Господь решает духовно возвысить старейшин, приблизить их к Моисею, чтобы они поняли и разделили его заботы и тревоги за народ Израиля.
Отвечая на желание народа есть мясо, Господь пообещал, что они месяц будут есть мясо, пока оно им не опротивеет. Когда же Моисей усомнился, откуда возьмется столько мяса для 600000 человек

И сказал Господь Моисею: «Разве рука Господня коротка? Ныне ты увидишь, сбудется ли слово Мое тебе, или нет?»
Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около Скинии. И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали. Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к Скинии], и они пророчествовали в стане. И прибежал отрок, и донес Моисею, и сказал: «Елдад и Модад пророчествуют в стане. В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: «Господин мой Моисей! Запрети им. Но Моисей сказал ему: « Не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Чис., 11, 23-29)

Так как в Скинию мог входить только Моисей и священники, то старейшин поставили вокруг Скинии, и когда Господь дал им часть Духа, который был на Моисее, они стали пророчествовать. Почему же Господь дал старейшинам не Своего Духа, а часть Духа Моисея? Во-первых, Дух на Моисее есть оставшаяся часть от Духа Господа, данного Моисею. Эта часть Духа соответствовала высоте духовного состояния Моисея и росла по мере того, как он поднимался по духовной лестнице. Теперь этот Дух включал в Себя и состояние самого Моисея, его чувства, заботы и тревоги. Поэтому Господь, чтобы духовно приблизить старейшин к Моисею, дает им часть (больше они не готовы принять) Духа Моисея. Господь, дав Духа старейшинам, резко изменил их духовное состояние, поднял его на новую высоту. Они внезапно увидели и осознали то, чего раньше не понимали и боялись, и это проявилось в виде возбуждения в их речи. Так у человека, бредущего в лесу и плохо представляющего направление движения, внезапно захватывает дух от величественной панорамы, раскинувшейся перед ним, когда он оказывается на вершине горы. Но Дух Божий, как семя, произрастает и развивается только на благодатной почве, поэтому люди невысокого духовного уровня вскоре теряют его, что и случилось со старейшинами. Но память об этом духовном взлете остается до конца дней и может изменить всю жизнь. Поэтому, даже потеряв Дух, старейшины в дальнейшем остались близкими соратниками и помощниками Моисея. Как показано в Писании, пророческие способности могут быть как врожденными, так и приобретенными от Бога, по воле Его. Пути служения людей с пророческими способностями могут быть также различными. Самым ярким примером этого являются жизни Моисея и Валаама.
Как поясняет Талмуд, всего было взято по шесть представителей каждого рода Израиля, и бросили жребий, выбрав из них семьдесят человек. Двое, вытянувших пустой жребий и были Елдад и Модад, но Дух, ниспосланный Господом, находит человека, где бы он ни находился. Первым движением души Иисуса Навина, когда он узнал о пророческих способностях этих двух старейшин, была боязнь за авторитет Моисея, боязнь раскола. Но Моисей, и это показывает истинное величие его души, больше всего хотел, чтобы весь народ поднялся на такую духовную высоту, что ему стали бы понятны и близки цели Господни, и он пошел бы к ним без ропота и с радостью.
На следующий день Господь послал сильный ветер, и тот принес перепелов, которых было столько, что они толстым слоем покрывали землю. Но, когда люди набрали перепелов и стали есть, их поразила страшная болезнь. Так Господь наказал за ропот тех, кто хотел мяса. Вспомним, что когда израильтяне вышли из Египта, в пустыне Син они уже роптали о недостатке мяса, и тогда Господь послал им перепелов и не наказал их. Теперь же, когда они вступили в Завет с Богом, и обязались выполнять все повеления Господни, ропот уже является нарушением Завета и Господь наказывает их.
Прошло некоторое время, и Мариам и Аарон стали упрекать Моисея за то, что он взял в жены эфиопку, а потом их самомнение привело к тому, что они приравняли себя к Моисею, и Господь услышал это.

Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. (Чис., 12, 3)

Духовное состояние Моисея находилось на такой высоте, что он в полной мере воспринимал волю Господа, и его жизнь была служением Богу и народу, а служение было его жизнью. Весь жизненный путь Моисея был предопределен Господом, поэтому ропот против Моисея был вызовом Господу.

И сказал Господь внезапно Моисею и Аарону и Мариами: «Выйдите вы трое к Скинии Собрания.» И вышли все трое. И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа Скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. И сказал: «Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего Моисея?» (Чис., 12, 4-8)

Господь говорит о том, что он дает народу Израиля пророков, которым он объявляет волю Свою «притчами со скрытым значением» в видениях и снах, но духовное состояние Моисея ставит его на высшую ступень откровения Божьего: Господь говорит с ним «устами к устам», давая ясно увидеть все события. Святость и высочайшее духовное состояние Моисея позволяет ему видеть «образ Господа». Здесь можно определить уровни служения Господу по возрастающей линии: сын Божий, слуга и раб Божий, который наиболее полно воспринимает волю Господа.
В наказание Господь поразил Мариам проказою, и кожа ее побелела как снег. В данный момент Аарон не был явно наказан, так как наказание первосвященника могло привести к разброду в среде израильтян, но ошибки Аарона сыграли свою роль в том, что ему не дано было войти в землю, которую Господь обещал народу Израиля. Конечно, Аарон и Мариам осознали свой грех, и взмолился Аарон перед Моисеем за Мариам, чтобы тот обратился к Господу. Лишь по просьбе Моисея Господь согласился простить Мариам. Семь дней она была вне стана, но потом проказа сошла и она вернулась.

И сказал Господь Моисею: «Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них». (Чис., 13, 2-3)


Во Второзаконии говорится о том, что с просьбой послать разведчиков к нему обратился народ, и Моисею эта мысль понравилась. Повеление Моисею послать людей на разведку «от себя» говорит о том, что в стане израильтян родилось и усиливалось недоверие к Господу, так как Господь ни в какой разведке не нуждается. А повеление послать глав колен израилевых, людей уважаемых и облеченных властью, людей, которые судят народ, свидетельствует о большой важности этой миссии, от результата которой многое зависит. Народ Израиля, со времени исхода из Египта, предстоит перед Богом, а так как уровень его духовного единства еще очень низок, а требования к нему высоки, то всякое дело его превращается в испытание. Всего было послано двенадцать человек, по одному вождю от каждого колена, и обследовали они страну сорок дней. Эти сорок дней похода были сорока днями испытания веры и духовной зрелости народа в лице его вождей. Вывод оказался неутешителен: вера вождей в Бога своего, сотворившего столько чудес пред их лицом, не выдержала испытания: десять вождей из двенадцати сказали, что хотя эта земля прекрасна и плоды ее обильны, но народ Израиля захватить эту землю не сможет, так как народы, населяющие ее сильны, а города укреплены. А затем они стали распускать слухи о том, что израильтяне и вообще не смогут там жить, так как климат в той земле для народа Израиля плохой. В этих разговорах проявилось полное неверие в могущество Господа и его помощь. Только Халев, из колена Иудина, и Осия, сын Навина из колена Ефрема, которому Моисей перед походом дал имя Иисус, успокаивали народ и призывали к походу в эту землю, твердо веря в силу и помощь Господа. Объявление Господом имени ребенка до рождения, как это было с Исааком, говорит об особом предназначении человека. Также и изменение имени является свидетельством изменения предназначения человека в мире, как это было с Авраамом и Израилем. Так было и с Иисусом, сыном Навина, который выполнил назначенное ему: ввел, по воле Господа, народ Израиля в землю, обещанную ему и предкам его.
Отсутствие веры разведчиков в могущество и помощь Господа быстро распространилось, при их активном участии, по стану и сделало свое дело: в ту же ночь поднялся ропот против Моисея и Аарона:

« … о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет». (Чис., 14, 2-4)

Когда же Иисус, сын Навина, и Халев, сын Иефонии, пытались образумить и уговорить народ, то люди хотели их забросать камнями. Господь слышал все это и сказал Моисею, что поразит всех страшным мором и произведет от Моисея другой народ, многочисленнее и сильнее этого,

Но Моисей сказал Господу: «Услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей, и скажут жителям страны сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицом к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном; и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: «Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне». (Чис., 14, 13-16)

и стал Моисей называть имена Господни, которые открыты были ему Господом на горе Синай, и просить за народ свой:

Итак, да возвеличится сила Господня, как Ты сказал: «Господь долготерпелив и многомилостив и истинен, прощающий беззакония и преступления и грехи, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззакония отцов в детях до третьего и четвертого рода.» Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. (Чис., 14, 17-19)

Обращение Моисея к Господу не является простым повторением того, что Господь открыл Моисею, но преломлением этого откровения в душе человека, разговаривающего с Богом «устами к устам», и в то же время неразрывно связанного со своим народом.
И сказал Господь Моисею: «Прощаю по слову твоему; но жив Я, и всегда живет имя Мое, и славы Господней полна вся земля: все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им даю землю, а все, раздражавшие Меня, не увидят ее; но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее; Амаликитяне и Хананеи живут в долине; завтра обратитесь и идите в пустыню к Чермному морю.» (Чис., 14, 20-25)

По слову Моисея Господь простил народ Израиля, но простил в лице детей их, которых Он обещал ввести в землю, от которой отказались их родители. Вспомним, что когда Авраам просил не разрушать Содом, Господь обещал ему: «Если Я найду в городе десять праведников, то не разрушу его». Вот и здесь число десять, теперь уже означающее количество неповиновений Господу, является границей терпения Его. Эта клятва Господа определила также и судьбу Моисея и Аарона: им также не суждено войти в новую землю. Так как земли Амаликитян и Хананеев Господь не отдает израильтянам, то Он приказывает народу Израиля возвращаться в пустыню.

И сказал Господь Моисею и Аарону: «… Скажи им: «Живу Я», говорит Господь: «как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефониина, и Иисуса, сына Навина;» (Чис., 14, 28-30)
« … а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне; по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною». (Чис., 14, 33-34)

Впервые гнев Господа за грехи родителей обратился в наказание детей, но наказание это служит воспитанию нового народа, того народа, которого невозможно было воспитать из рабов, выведенных из Египта. Только Халев и Иисус Навин увидят, по обещанию Господа, эту землю. Первыми умерли десять человек из двенадцати посланных обследовать новые земли и явившиеся причиной волнений среди народа. Попытка народа исправить положение и выступить против амаликитян и хананеев, вопреки предупреждению Моисея, окончилась поражением и большими жертвами. Объявив наказание народу, Господь тут же подтверждает непреложность Своего обещания новой земли народу Израиля:
И сказал Господь Моисею: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: «Когда вы войдете в землю вашего жительства, которую Я даю вам, и будете приносить жертву Господу, …» (Чис., 15, 1-3)

И далее Господь дает уточнение о жертвоприношениях, которые будут происходить на новых землях, где будут жить дети народа израильского: на каждое приношение огнем должно приноситься хлебное приношение и приношение возлияния. Рассматривая состав жертвоприношений со времени исхода из Египта, мы видим, что он постепенно изменяется, но эти изменения связаны не с отменой тех или иных жертв, а со стремлением Господа более эффективно влиять на изменяющееся духовное состояние народа. Жертвы все более полно (в соответствии с духовным развитием народа) представляют животную и растительную основу человека и его духовное состояние, так как их цель - ослабить влияние одних и усилить влияние других сил в человеке и народе. Для того, чтобы народ лучше запомнил данные Господом заповеди, Он повелел к углам мужской одежды прикреплять кисти из нескольких нитей, в каждую из которых должна быть вплетена голубая нить из шерсти, в память Богоявления на горе Синай:
«… и видели место стояния Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное». (Исх., 24, 10)

Именно на горе Синай Господь дал народу Израиля «заповеди, законы и уставы», определившие жизнь его на многие века. Именно заповеди остаются фундаментом Соглашения Господа и народа Израиля, так как они помещены на скрижалях в Ковчег Соглашения. Эти кисти с голубой шерстяной нитью будут перед глазами
«… чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли заповеди Мои и были святы пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом: Я Господь, Бог ваш».
(Чис., 15, 39-41)

Здесь Господь прямо говорит о том, что основной причиной грехов являются животные желания и чувства, а главным средством борьбы с животной основой в человеке является укрепление духа. Только постоянное главенство духа в человеке может уберечь его от грехов и привести к святости перед Господом.

КОРЕЙ

Сомнения, посеянные разведчиками, пришедшими из Ханаана, наказание Господнее и предстоящие скитания по пустыне вызвали недовольство народа, которым воспользовались некоторые знатные израильтяне для отстранения от руководства и священства Моисея и Аарона. Часть левитов под предводитель- ством Корея, и трое потомков Рувима: Дафан, Авирон и Авнан с частью народа Израиля, восстали против Моисея и Аарона. Притязания на власть, и изменение целей исхода из Египта, были замаскированы под борьбу против узурпации власти Моисеем и Аароном.
И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис., 16, 3)

Моисей увидел, что начинается новый мятеж, который опять приведет к гибели людей, и «пал на лице свое» и сказал:

«Завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе; вот что сделайте: Корей и все сообщники его возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и кого изберет Господь, тот и будет свят». (Чис., 16, 5-7)

На следующий день двести пятьдесят человек, притязающих на служение, взяли кадильницы, положили в них огонь и курение и стали у входа в Скинию. Здесь же стояли Моисей и Аарон. И собрался весь народ у входа в Скинию Собрания.

И явилась слава Господня всему обществу.
И сказал Господь Моисею и Аарону: «Отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновенье». (Чис., 16, 20-21)

Но Моисей взмолился перед Господом, говоря, что только один человек согрешил, и Господь потребовал, чтобы народ отошел от шатров Корея, Дафана и Авирона.
И встал Моисей, и пошел к Дофану и Авирону, а за ним пошли старейшины Израилевы. И сказал обществу: «Отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам вместе во всех грехах их». (Чис. 16, 26)

Из того, что случится, сказал Моисей, вы узнаете, что Господь послал меня к народу. Если они умрут обычной смертью, значит, не посылал меня Господь.

Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и дома их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
(Чис., 16, 31-33)

Смерть человека, данная ему в наказание, может искупить некоторые грехи его, но страшная смерть, постигшая Корея и всех людей его, стала предупреждением
всем, кто сознательно становится врагом Господа.

И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение. (Чис., 16, 35)
И сказал Господь Моисею: «Скажи Елеазару, сыну Аарона, священнику, пусть он соберет медные кадильницы сожженных и огонь выбросит вон; ибо освятились кадильницы грешников сих смертию их, и пусть разобьют их в листы для покрытия жертвенника, ибо они принесли их пред лице Господа, и они сделались освященными; и будут они знамением для сынов Израилевых». (Чис., 16, 36-38)

Огонь, вышедший от Господа, сжег людей, пришедших воскурить перед Господом, так как они нарушили запрет: воскурение могли совершать только сыны Аарона, священники. Но эти люди пришли к Господу, и хотя они и были грешники, их смерть явилась искупительной жертвой за их грехи, и она освятила кадильницы. И исполнил Елеазар все, что сказал Господь, и были раскатаны кадильницы в листы металла и положены на алтарь, в память народу Израиля, что только помазаные священники могут жечь курения перед Господом.
На следующий день народ собрался перед Скинией и обвинил Моисея и Аарона в смерти людей, согрешивших перед Господом. И вот облако покрыло Скинию собрания, и явилась слава Господня.

И сказал Господь Моисею и Аарону: «Отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновенье». Но они пали на лица свои. И сказал Моисей Аарону: «Возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа и началось поражение». (Чис., 16, 44-46)

Двенадцатый раз народ Израиля ропщет перед Господом и несет наказание, а Моисей с Аароном спасают его. Курение благовоний разрешалось только в Скинии собрания, поэтому только Моисей мог своим пророческим видением понять, что, в данном случае, для спасения народа можно использовать курение вне Скинии. Аарон без колебаний выполнил приказ Моисея, хотя в случае ошибки, это грозило ему смертью, потому что священник представляет народ перед Господом, и Господа перед народом. Жизнь священника принадлежит Господу, а смерть его может искупить грехи народа, поэтому священник должен знать это и быть готовым в любой момент сам, своей смертью, покрыть грехи народа, как шел на это Аарон. Лишь когда встал Аарон между мертвыми и живыми, мор прекратился. Тогда Господь и произнес Свой приговор, что взрослое население должно погибнуть в пустыне, и смерть стала наказанием за каждый грех.
Чтобы прекратить притязания на священство, Господь сказал Моисею:

Скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их должны они дать; и положи их в Скинии Собрания, пред Ковчегом откровения, где являюсь Я вам; и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас. (Чис., 17, 1-5)

Моисей все сделал, как сказал ему Господь: собрал жезлы и положил их перед Ковчегом откровения в Скинии.

На другой день вошел Моисей и Аарон в Скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. (Чис.,17, 8)

Взял Моисей посохи и показал всему народу Израилеву, и разобрали они каждый свой посох.
И сказал Господь Моисею: «Положи опять жезл Ааронов пред Ковчегом откровения на сохранение, в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Меня, и они не умирали». (Чис., 17, 10)

Моисей выполнил повеление Господа и положил жезл Аарона в Скинию. После того, как народ Израиля увидел расцветший жезл Ааронов, на некоторое время непокорство покинуло его, и тогда то, в смирении, он и осознал свою участь, в которую не мог поверить после приговора Господа.

И сказали сыны Израилевы Моисею: «Вот, мы умираем, погибаем, все погибаем! Всякий, приближающийся к Скинии Господней, умирает: не придется ли всем нам умереть?» (Чис., 17, 12-13)

Далее Господь дал повеления Аарону о службе левитов, о приносимых жертвах и о частях жертв, которые Господь отдает Аарону и его семье. Народ будет отдавать Господу десятую часть урожая и вина, которая будет принадлежать левитам, а самое лучшее из этого (десятую часть от десятой) они будут отдавать Господу, и это будет принадлежать Аарону и его семье. Интуитивное представление о десятой части (десятине), которую необходимо отдавать священникам Господа, всегда жило в праведниках, таких, например, как Авраам. В основе этого правила лежит глубочайшая истина, заключающаяся в степени связи, или влияния Господа на жизнь каждого человека. Степень этого влияния зависит от духовного состояния человека, народа и человечества, и чем выше их духовное состояние, тем выше связь их с Богом.

И сказал Господь Аарону: «В земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых;» (Чис., 18, 20)

Господь также дал повеление Моисею и Аарону о том, как очищать людей, прикоснувшихся к мертвому телу, используя пепел рыжей коровы.
Прошло почти четыре десятилетия странствий народа Израиля в пустыне, и он, проходя пустыню Син, остановился в Кадесе. Там умерла Мариам и там же была погребена. Не было в этом месте достаточно воды для народа и для скота, и снова люди стали жаловаться и роптать, вспоминая Египет. Когда Моисей и Аарон отошли к шатру собрания, то явилась слава Господня.

И сказал Господь Моисею: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы, извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его».
(Чис., 20, 7-11)

В пустыню Син народ Израиля уже приходил по выходе из Египта, и тогда он требовал мяса и хлеба, сейчас же он просит воды. За прошедшие десятилетия народ Израиля, несмотря на ропот, сильно изменился в духовном плане. В прошлый раз, для извлечения воды в Рефидиме, Господь повелел Моисею пройти перед народом и взять только некоторых из старейшин Израильских (так как народ без веры будет только мешать), и когда Господь встанет пред Моисеем на скале, ударить по ней жезлом, и пойдет из нее вода.
Сейчас же, в повелении Господа говорится о том, чтобы Моисей собрал народ к скале, и что скала должна дать воду по слову Моисея, в котором он, естественно, должен сослаться на волю Господа. Что же изменилось со времени Рефидима? Изменился Моисей? Да. Но, прежде всего, изменился народ, его духовное состояние, его вера. Все это видел Господь, а Моисей не увидел. Здесь, в Кадесе, слово Моисея и вера народа, по воле Господа, должны были стать делом, творением их. Народ Израиля должен был перейти в новое духовное состояние, стать единым с Господом, поверить в себя и свои силы. Но уставший от бремени своего и ропота народа, Моисей, в раздражении своем, нарушает повеление Господа и, не ссылаясь на Его волю, ударяет дважды жезлом по скале, извлекая из нее воду. Пройдет около тысячи трехсот лет и Иисус Христос, посланный открыть для людей Святое, будет совершать то, на что Господь не смог подвигнуть Моисея.

И сказал Господь Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». (Чис., 20, 12)

Из Кадеса Моисей отправил послов к царю Едомскому, прося разрешения пройти через его страну братскому израильскому народу, так как Едом населяли потомки Исава, брата Иакова. В послании Моисей описал судьбу народа Израиля в Египте, и как Господь вывел их из Египта, и просил разрешения пройти прямым путем (царской дорогой) через Едом, обещая платить даже за воду. Но Едом запретил идти через свою страну и выступил против народа Израиля с войском. Тогда народ Израиля вышел из Кадеса и пришел к горе Ор.
И сказал Господь Моисею и Аарону на горе Ор, у пределов земли Едомской: «Пусть приложится Аарон к народу своему; ибо он не войдет в землю, которую Я даю сынам Израилевым, за то, что вы непокорны были повелению Моему у вод Меривы; и возьми Аарона, брата твоего, и Елеазара, сына его, и возведи их на гору Ор пред всем обществом; и сними с Аарона одежды его, и облеки в них Елеазара, сына его, и пусть Аарон отойдет и умрет там». (Чис., 20, 23-26)
И сделал Моисей так, как повелел Господь. Пошли они на гору Ор в глазах всего общества, и снял Моисей с Аарона одежды его, и облек в них Елеазара, сына его; и умер там Аарон на вершине горы. И увидело все общество, что Аарон умер, и оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней. (Чис., 20, 27-29)

Первый первосвященник народа Израиля - Аарон обладал огромным духовным даром, который и был основой его пророческого видения. Как только призвал его Господь к служению, он своей верой и безропотным выполнением повелений Господа и Моисея, всегда представлял народ перед Господом, и в любой момент готов был спасать народ свой и молить Господа о его прощении.
Служение его требовало огромного духовного напряжения, которое и было причиной его некоторых ошибок, но он находился в постоянной готовности пред Господом всю свою жизнь и, также как и всегда, смиренно, он выполнил последнее повеление Господа и умер по слову Его.

От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: «Зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища».
И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: «Согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев». И помолился Моисей Господу о народе. (Чис., 21, 4-7)

Долгие годы странствует народ Израиля по пустыне и за каждый грех, за каждый ропот наказание падает на оставшихся из тех, кто вышел из Египта. Молодое поколение, выросшее в пустыне, не знало благ и пороков цивилизации и смиренно воспринимало волю Господа. Но и старое поколение многому научилось, в том числе признавать свои ошибки и каяться.

И сказал Господь Моисею: «Сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив». И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив. (Чис., 21, 8-9)

Почему же Господь, зная, сколь легко люди впадают в грех идолопоклонства, и всегда выступавший против изготовления всевозможных идолов, Сам дает указание об изготовлении змея и «выставлении его на знамя»? Причем Господь же и закладывает фундамент этого поклонения – спасение жизни укушенного человека при взгляде на медного змея. В связи с огромной важностью этого вопроса в будущем, рассмотрим его более подробно.
1. Люди совершили грех против Бога и Моисея;
2. Господь наказал их: послал ядовитых змеев, которые жалили людей и люди умирали;
3. Люди покаялись в своем грехе;
4. Господь дает способ исцеления людям.
После покаяния, по воле Господа, ужаленный человек, посмотрев на медного (мертвого) змея, оставался жив. Обратим внимание, что жизнь ужаленному человеку дарует не медный змей, а Господь Своим словом: «… ужаленный, взглянув на него, останется жив».
Ибо, как говорит Господь:
« так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». (Ис., 55, 11)
Насколько этот случай со змеем вводил людей в грех, говорит тот факт, что в народе Израиля возникла опасность поклонения медному змею, и чтобы не вводить народ в искушение идолопоклонства, медный змей во времена царя Езекии был уничтожен. Эпизод с медным змеем введен в Писание для будущего, ибо он является прямым посланием Господа христианам.
И отправились сыны Израилевы странствовать по пустыне, с места на место. Прошло много времени, и пришли они к границам земель, где жили Аморреи и попросили разрешения пройти через их земли, но Сигон, царь Аморреев, выступил против них, и разбил народ Израиля Аморреев и захватил их земли. Затем Израильтяне, с помощью Господа, разбили Ога, царя Васана, захватили его земли и поставили стан свой «на равнинах Моава, против Иерихона».

ВАЛААМ

Когда Израильтяне поставили свой стан при Иордане, Моавитяне, которые уже знали об участи Аморреев, очень испугались и пригласили к себе старейшин Мадиамских. И тогда Валак, царь Моавитян, решил воспользоваться услугами Валаама, волхва и пророка, чтобы сначала ослабить Израильтян, а затем силой изгнать их от своих границ. С этой целью Валак посылает послов к Валааму:
«… «приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят». (Чис., 22, 6)
Зная тщеславие и корыстолюбие Валаама, Валак послал к нему старейшин Моава и Мадиама с богатыми подарками. Валаам принял их и оставил ночевать, сославшись на то, что ему необходимо узнать волю Господа. Ночью, во сне, Бог испытал Валаама, спросив: «Какие это люди у тебя?», когда же Валаам рассказал все, Бог запретил ему идти с ними:

Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен. (Чис., 22, 12)

Утром Валаам отказался идти с послами, сославшись на волю Божью.
Валак же не успокоился и послал новое, более почетное, посольство к Валааму, обещая великие почести и награды. Валаам ответил послам, что, несмотря на серебро и золото, которое обещают ему, он не может «преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое по своему произволу», и опять оставил их ночевать, надеясь на изменение воли Божьей. Ночью Бог, снова явившись Валааму, и видя настойчивость послов Валака, разрешил ему идти с ними, приказав Валааму делать лишь то, что Бог будет ему говорить. Наутро Валаам сел на ослицу и отправился с послами. Можно предположить, что Господь, видя упорное желание Валака нанести вред народу Израиля и тайное желание Валаама заработать почести и деньги, решил использовать Свою силу, чтобы образумить первого и дать возможность вернуться на праведный путь второму.
Чтобы показать всю тщетность попыток Валаама обойти Божественную волю, Бог лишает его пророческого видения, но награждает им ослицу, которая трижды спасает жизнь Валаама, получая лишь побои. Видение и разум Валаама находились в таком состоянии, что даже когда Господь дал речь ослице, Валаам не удивился. Лишь, когда Господь открыл глаза Валааму, и тот увидел перед собой Ангела с мечом, преграждавшего дорогу, Валаам «преклонился и пал на лице свое».
«За что ты бил ослицу свою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною;» –
говорит Ангел, подразумевая, что в глубине души Валаам не оставил надежду изменить отношение Бога к Израилю.
« … и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то я убил бы тебя, а ее оставил бы живою.»
(Чис., 22, 32-33)

Ослица, обладая даром видения, знала, что Ангел ей ничем не угрожает, а угрожает жизни ее хозяина, но, Ангел внушает это Валааму, даже это животное
служит своему хозяину лучше, чем Валаам Богу.
И сказал Валаам Ангелу Господню: «Согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь». (Чис., 22, 34)
Валаам сделал вид, что не понял, о чем говорит Ангел, и покаялся в том, что несправедливо наказывал ослицу. Ангел же повторно предупреждает Валаама, чтобы он говорил лишь то, что Господь вложит в его уста.
Валаам предупредил встретившего его Валака, что сможет говорить лишь то, что вложит в его уста Бог. В случае с Валаамом Господь использовал Свой Дух для того, чтобы дать возможность этому грешному человеку, но большому пророку, вернуться на путь духовного служения. Духом Своим Господь дал Валааму соприкоснуться с делами Его в народе Израилевом. Осознав величие дел этих и цели их, Валаам мог изменить свою жизнь.
Валаам приказал Валаку построить семь жертвенников, и вознесли они во всесожжение по тельцу и овну на каждом жертвеннике. Валаам же пошел на вершину холма узнать волю Бога.
И встретился Бог с Валаамом, и сказал ему Валаам: «Семь жертвенников устроил я и вознес по тельцу и по овну на каждом жертвеннике». И вложил Господь слово в уста Валаамовы и сказал: «Возвратись к Валаку и так говори». (Чис., 23, 4-5)
Во всех случаях Валаам ведет себя с Богом, как с человеком: богатыми жертвами (с человеческой точки зрения), о которых он еще и сообщает Богу, он ищет расположения Его. И вот, в Духе Божьем, он возвращается к Валаку и князьям Моавитским и подтверждает, что он не может пойти против воли Бога, который защищает народ Израиля.
С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот народ живет отдельно и между народами не числится. (Чис., 23, 9)
Народ Израиля «между народами не числится» потому, что он не должен был существовать в рамках естественного исторического развития. Это народ, сотворенный Богом от одного человека, и если бы не благословение Божье на нем, он быстро бы исчез. Все бедствия и испытания, выпавшие на долю его к этому времени, только очищали его от «примесей», укрепляли его единство и духовность. Он «живет отдельно», то есть этот народ уже сейчас резко отличается по своему духовному состоянию от окружающих его языческих народов. И находясь в Духе, Валаам с восхищением говорит о народе Израилевом и его судьбе:
Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!
(Чис., 23, 10)

И сказал Валак Валааму: «Что ты со мной делаешь? Я взял тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты, вот, благословляешь?» (Чис., 23, 11)

И повел он его на другое место, надеясь, что оттуда, может быть, Валаам проклянет их. Но и на новом месте, когда с семи жертвенников были вознесены тельцы и овны, Господь вложил слова Свои в уста Валаама и сказал он:

Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит? Вот благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего.
(Чис., 23, 19-20)

Господь, устами Валаама, отвечает Валаку и самому Валааму, что их тайные надежды, что Бог изменится к Израилю, напрасны, а слова его о благословении народа Израиля неизменны.
И сказал Валак Валааму: «Ни клясть не кляни его, ни благословлять не благословляй его». (Чис., 23, 25)

Тогда решил Валак отвести Валаама на третью вершину, с которой, «может быть, угодно будет Богу, и оттуда проклянешь мне его». Снова построили они жертвенники и вознесли жертвы, и смирился Валаам пред волей Господа, и не пошел для волхования. Тогда сошел на него Дух Божий, и в восхищении произнес Валаам:

«… как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит врага. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!»
(Чис., 24, 5-9)

И рассердился Валак на Валаама и хотел покинуть его, но Валаам остановил его, предсказав судьбу народа Моава:

Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города. (Чис., 24, 17-19)

После этого предсказал он судьбу народов Амалика и народа Кенеев и пошел обратно в свои края.

Когда народ Израиля поставил свой стан в Ситтиме, то стал народ Израилев блудодействовать с дочерями Моава, и вкушать жертвы богов их и втянулся в идолопоклонство.

И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: «Возьми всех начальников народа и повесь их Господу пред солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. И сказал Моисей судьям Израилевым: «Убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору». (Чис., 25, 3-5)

Но однажды, когда один из начальников колена Симеона привел в свой шатер Мадианитянку, дочь одного из вождей их, Финеес, сын Елеазара, взял копье, пошел и пронзил их в шатре обоих, и утих после этого гнев Господа, и сказал Он Моисею:
Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей; посему скажи: «Вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых». (Чис., 25, 10-13)

А умерло от поражения до Финееса двадцать четыре тысячи человек.
После этого поражения повелел Господь сосчитать народ Израиля от двадцати лет и выше, годных для войны. И было их всего 601730. И повелел Господь делить землю в удел по числу имен, по жребию. Левиты были исчислены отдельно, так как не было земли их среди колен Израиля.

Вот исчисленные Моисеем и Елеазаром священником, которые исчисляли сынов Израилевых на равнинах Моавитских у Иордана, против Иерихона; в числе их не было ни одного человека из исчисленных Моисеем и Аароном священником, которые исчисляли сынов Израилевых в пустыне Синайской; ибо Господь сказал им, что умрут они в пустыне, - и не осталось из них никого кроме Халева, сына Иефониина и Иисуса, сына Навина. (Чис., 26, 63-65)

Вот исполнилось повеление Господа, и умерло все поколение вышедшее из Египта от двадцати лет и выше, кроме Халева и Иисуса, потому что они оказывались замешанными в грехах перед Господом, а новое поколение, выросшее в пустыне, не знавшее рабства и язычества, было ему послушно.

И сказал Господь Моисею: «Взойди на сию гору Аварим, которая по эту сторону Иордана, на сию гору Ново, и посмотри на землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым во владение; и когда посмотришь на нее, приложись к народу своему и ты, как приложился Аарон, брат твой, на горе Ор; потому что вы не послушались повеления Моего в пустыне Син, во время распри общества, чтобы явить пред глазами их святость Мою при водах». (Чис., 27, 12-14)

Как говорится во Второзаконии, Моисей обращался с просьбой к Господу разрешить ему войти в новые земли, но Господь ему отказал, и сейчас Господь подтверждает свое решение.

И сказал Моисей Господу: «Да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека, который выходил бы пред ними и который входил бы пред ними, который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря.»
(Чис., 27, 15-17)

Моисей смиренно принял волю Господа, и его единственная просьба – просьба вождя и отца народа своего, дать хорошего преемника, который был бы не только вождем, но и пастырем народа. Величие истинного праведника в том и состоит, что его жизнь заключается в духовном воспитании народа и движении его к Богу, а последнее желание - чтобы это движение продолжалось и после его смерти.
И сказал Господь Моисею: «Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых; и будет он обращаться к Елеазару священнику и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним и все общество». (Чис., 27, 18-21)

Напомним, что Осия, сын Навина, был помощником Моисея, и рано себя проявил своим повиновением и верой своей, а когда собирались на разведку в землю Ханаанскую, Моисей, по воле Бога, изменил ему имя и именовал его Иисусом. Именно Иисусу надлежит ввести народ Израиля в землю обетованную, что он с честью и сделает. Слова Господа, что в Иисусе есть Дух, говорят о том, что он обладал им с рождения, а во время служения у Моисея, пред Господом, Дух укреплялся и развивался. Господь повелевает представить Иисуса в качестве преемника Моисея перед всем обществом, дав ему наставления и возложив на него руку Моисея. Возложение руки означало преемство, передачу духовных и иных свойств, рука возлагалась также при благословении. Но в отличие от Моисея, Иисус Навин не может уже напрямую обращаться к Господу, только через первосвященника Елеазара, который получает указания посредством урима.

И сделал Моисей, как повелел ему Господь Бог, и взял Иисуса, и поставил его пред Елеазаром священником и пред всем обществом; и возложил на него руки свои и дал ему наставление, как говорил Господь через Моисея.
(Чис., 27, 22-23)

После этого Господь дал Моисею повеления о принесении жертв в обычные дни, в субботние, в новомесячье и другие праздники, а также о священных собраниях и обетах, когда народ придет в новую землю. С гибелью старшего поколения, хранившего память о пребывании в Египте и склонного к языческим обрядам, духовное состояние народа резко изменилось. В соответствии с этими изменениями и Господь дает повеления о жертвоприношениях. Дается повеление о духовных жертвах – обетах, даваемых женщинами, в связи с зависимостью их от отцов или мужей.

И сказал Господь Моисею: «Отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему». (Чис., 31, 1-2)

И собрали по тысяче воинов от колена, и пошел с ними Финеес, сын Елеазара со священными сосудами и трубами. В результате войны были убиты все мужчины мадиамские и среди них пятеро царей, а жены, дети и имущество было захвачено. Когда же воины с добычей возвращались в стан, Моисей их встретил и разгневался на них, и приказал убить всех пленных детей мужского пола и всех женщин, познавших мужа, а потом очищаться водой и находиться в течение семи дней вне стана. И была поделена добыча, по повелению Господа, пополам между воевавшими и всем обществом. Когда же пересчитали людей, ходивших воевать, оказалось, что не погибло ни одного человека. И тогда начальники воевавших и воины собрали золото и принесли Господу «для очищения душ наших». Начальники колен Рувима и Гада, увидев, что земли эти хороши для скотоводства, обратились к Моисею, чтобы им отдали эти земли, пообещав воевать вместе со всеми остальными коленами за их земли. Моисей согласился и дал об этом повеление Елеазару священнику и Иисусу, сыну Навина.
И дал Господь повеления о границах земли Ханаанской, которую Он дает в удел сынам Израиля, на юге, на западе, на севере и на востоке. Затем Господь, через Моисея, дал имена людей, которые будут делить землю: Елеазар священник, Иисус Навин и по одному князю от каждого колена. И было повеление Господа о выделении городов для левитов с полями при них и о городах для убежища.

Сии суть заповеди и постановления, которые дал Господь сынам Израилевым чрез Моисея на равнинах Моавитских, у Иордана, против Иерихона.




   
На Главную
 
Первоевангелие  
 
 
 
 
  • Четвертая книга Моисея: Числа
 
 
 
   
Христианство  
 
 
 
 
 
 
   
Аннотация  
   
Обращение  
   
О Себе