Откровение - 2000

Пятая книга Моисея: Второзаконие

 

Архив  



Сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый день месяца говорил Моисей всем сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о них. (Втор., 1, 3)
Прежде чем, по воле Господа, уйти из жизни, Моисей перед народом Израиля раскрывает шаг за шагом весь путь, прежде всего духовный, который народ прошел с Господом, Богом своим, по выходе из Египта. Он раскрывает перед своим народом то, что заповедал ему сказать Господь в последних словах его. Моисей, как и народ его, прошел огромный духовный путь, который не проходил ни один человек, ни до него, ни после него. И сейчас, со своей духовной вершины обозревая прошедшие десятилетия, Моисей Духом Божьим, как отец и учитель, стремится довести до своего народа опыт этих лет, показывая причины прошлых ошибок, предостерегая от ошибок будущих и пророческим зрением предрекая будущую судьбу народа Израиля.
Когда в Хориве Господь направил народ Израиля на завоевание новой земли, сказав: «… вот, Я даю вам землю сию, пойдите возьмите …» и Моисей пожаловался на тяжелое бремя руководства большим народом, то были избраны начальники в коленах, которые должны были судить народ свой. Тогда же, по повелениям Господа, были заложены принципы справедливого суда, перед которым были равны все: израильтяне и пришельцы, начальники, князья и священники. Почему же Моисей начинает свою последнюю речь перед народом не с заповедей и законов Господа, а с напоминания народу о справедливом суде? Провидя будущее, он знает, что в будущем Господь отвернется от народа Израиля, прежде всего, из-за отсутствия справедливости и милосердия, а судьба человечества будет определяться в большой степени тем, сохранится ли справедливость и милосердие ко времени Божьего суда.
И вот, Господь привел народ Израиля к границам земель, которые Он дает им в наследие. «Иди и возьми ее во владение, … не бойся и не ужасайся».
Но народ захотел послать разведчиков, и выбрали их из начальников колен, и прошли они всю землю эту, и принесли прекрасные плоды ее, и сказали, как она хороша. Но народ отказался взять эту землю, так как разведчики сказали, что населена она высокими и сильными людьми, хорошими воинами. Народ не поверил в силу и помощь Бога своего, Который на их глазах совершил столько чудес. Все попытки Моисея убедить народ окончились неудачей.

И Господь Бог услышал слова ваши, и разгневался и поклялся: «Никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим»; (Втор., 1, 34)
И на меня прогневался Господь за вас: «И ты не войдешь туда»;
(Втор., 1, 37)

После этого народ Израиля отправился в свое сорокалетнее странствование по пустыне, но и тут Господь был с ним:

«… ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время путешествия твоего по великой и страшной пустыне сей; вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чем не терпел недостатка». (Втор., 2, 7)

И проходил народ Израиля мимо братьев своих, потомков Исава, мимо Моава и других народов.

С тех пор, как мы прошли и Кадес-Варни и как прошли долину Заред, минуло тридцать восемь лет, и у нас перевелся из среды стана весь род, ходящих на войну, как клялся им Господь Бог; да и рука Господня была на них, чтоб истреблять их из среды стана, пока не вымерли. (Втор., 2, 14-15)

После этого народ Израиля прошел земли Аммонитян, владение сынов Лотовых, и пришли в пределы Аморреев. И сказал Господь Моисею:

«Вот, Я начинаю предавать тебе Сигона, царя Есевонского, Аморреянина и землю его; начинай овладевать землею его»; (Втор., 2, 24)

И предал Господь Сигона и «сынов его, и весь народ его», и все земли Аморреев в руки народа Израиля, а затем в руки народа Израиля предал и Ога, царя Васанского. И сказал Моисей Иисусу, сыну Навина: «Что сделал Господь с этими двумя царями, то же Он сделает и с другими царствами, которые отдаст народу Израиля».
И молился я Господу в то время: «Владыко Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и силу Твою, и крепкую руку твою и высокую мышцу; ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как твои, и с могуществом таким, как Твое? дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан. Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: «Полно тебе, впредь не говори мне более об этом»;
(Втор., 3, 23-26)

Ключевые моменты жизни и судьбы патриархов Авраама, Исаака и Иакова, а также судьба Моисея, определялись не только, и не столько их поступками в настоящей жизни, сколько необходимостью, поскольку они избраны Господом, соответствия тем будущим духовным вождям (а для Моисея и прошлым), прообразами которых они являются. Прошлое, настоящее и будущее связаны и взаимозависимы. Поэтому судьбы Моисея и Аарона были определены не только их ошибками, но и преломившимся через их судьбы, по воле Господа, прошлым и будущим человечества.
После того, как Моисей рассказал, как народ Израиля взял землю перед Иорданом и разделил ее между коленами Рувима, Гада и Манассии и стал станом у Беф-Фегора, он перешел к заповедям, законам и постановлениям, которые были даны Господом.
Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я сегодня научаю вас исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам в наследие; не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам сегодня заповедую». (Втор., 4, 2)
Обратим внимание на порядок перечисления повелений Господа. В устах Господа порядок следующий: заповеди, законы и постановления (или уставы), в устах человека порядок обратный: постановления, законы и заповеди, ибо человек перечисляет их так, как они встречаются ему на пути к Господу. Различие порядка следования в устах Господа и человека говорит о том, что эта последовательность имеет принципиальное значение. Три прохода между четырьмя столбами завесы двора являются (если смотреть из Святого Святых) справа налево путями заповедей, законов и постановлений. Для человека, идущего к Господу, порядок становится обратным.

Вот, Я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтобы овладеть ею; итак, храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, … . (Втор., 4, 5-6)

И призвал Моисей «хранить души свои, чтобы не забыть тех дел», которые совершил Господь на глазах их. Моисей напомнил народу, как стояли они у горы Хорив

И говорил Господь к вам на горе из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас; и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятисловие, и написал его на двух каменных скрижалях; (Втор., 4, 12-13)

Первым, что объявляет Господь народу Израиля, являются десять заповедей. Эти заповеди Господь Сам объявляет всему народу, собравшемуся у подножия горы. Моисей еще раз повторяет людям об отсутствии образа Божьего, потому что знает эту коварную слабость человека, свойственную не только идолопоклонникам, создавать и поклоняться какому либо образу божества.

Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, … . (Втор., 4, 15-16)

Моисей, в который раз, говорит о том, что поклонение любому образу является отступлением от завета, подрывает связь народа Израиля с Богом.

Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы.
Лицом к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня; я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили на гору. (Втор., 5, 2-5)

Моисей говорит о том, что Господь заключил завет не только с каждым отдельным человеком, но и с народом Израиля как целым, и это целое остается и живет, и помнит независимо от того, умирают ли одни люди и рождаются ли другие, не знающие предшествующих событий.

И Господь услышал слова ваши, как вы разговаривали со мною, и сказал мне Господь: «Слышал Я слова народа сего, которые они говорили тебе; все, что ни говорили они, хорошо; о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» (Втор., 5, 28-29)

Господь говорит о том, что когда человек впадает в грех, всегда существует надежда на последнее средство, которое должно быть в душе человеческой: страх перед Господом, Богом твоим. Страх перед Господом является лекарством, которое может вылечить грешную душу. Для грешника Господь – Владыка твой, если же ты пойдешь навстречу к нему, Он станет Учителем твоим и поведет по жизни тебя, и в познании Господа тебе откроется Слава и Величие Его.
Слушай Израиль: «Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоею и всеми силами твоими. (Втор., 6, 4-5)

Это главный принцип отношений с Господом, основной критерий правильного Пути Возвращения: при увеличении духовной близости к Господу человек, со все более возрастающей силой, ощущает Его единство. И наоборот, если для тебя Образ Божий распадается на несколько образов, и ты начинаешь наделять их присущими Господу свойствами, то должен осознать, что путь твой ошибочен и уводит тебя прочь от Бога твоего. Необходимо заметить, что если исчисление народа Израиля производится только по повелению Господа и особым образом, то с именем Господа употребляется только слово един, но, ни в коем случае, не «один».

Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, … (Втор., 7, 1)

Как уже отмечалось, число семь, как число дней Творения, в Священном Писании является неким периодом, знаменующим обретение очень хороших, или очень плохих свойств. Поэтому данные семь народов, о которых Господь говорил еще Аврааму, в своей духовной деградации дошли до самых низменных языческих культов с человеческими жертвоприношениями и были приговорены частично к уничтожению, частично к изгнанию. Моисей передает народу повеление Божие не вступать с этими народами ни в союз, ни в родство, чтобы народу Израилеву не погибнуть. Когда народ придет в новую землю, то ее необходимо очистить: разрушить жертвенники, уничтожить столбы и вырубить священные рощи, сжечь истуканов.

И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе; (Втор., 7, 12-13)

Слушать – значит принимать, хранить – означает помнить и ничего не прибавлять и ничего не убавлять, исполнять – следовать и руководствоваться ими в жизни. Далее раскрывается, что означает «хранить завет и милость к тебе». В этом благословении очень четко показана иерархия ценностей в отношении Бога к человеку, и отсюда видно, что нет выше отношений, чем отношения любви Господа к человеку и человека к Господу. Но эти отношения складываются, когда люди слушают, хранят и исполняют законы, данные Господом, с искренним желанием и открытым сердцем. Тогда Господь благословит тебя во всех делах твоих, даст тебе множество потомков и благословит их. После благословения детей благословляются плоды земли, так как растительный мир стоит выше животного, а из плодов земли выделяется хлеб, вино и елей, то, что вносится в Святое. И заканчивается все благословением даров животного мира: приплода крупного скота и овец.
Далее Моисей говорит о том, что исполнение заповедей Господа есть необходимое условие жизни, овладения землей и процветания народа.

И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек; одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет. И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего.
(Втор., 8, 2-5)

Моисей призывает народ свой помнить весь пройденный путь, чтобы осознать свои ошибки и не допустить их повторения в будущем. Сорок лет продолжалось в народе воспитание веры в Бога своего, воспитание, которое проводилось вдали от влияния других народов. Бог воспитывал Свой народ, смиряя его непокорность и выковывая в нем духовное единство. В чем же состоял смысл этих испытаний, которым подвергался целый народ, на протяжении сорока лет? Народ должен был запомнить слово Господа своего, покориться воле Его и пронести данную ему истину о Пути Возвращения через тысячелетия, «не прибавляя и не убавляя» от того, что дано Всевышним. Народ должен был начать Путь Возвращения и стать хранителем этого Пути. Если для человека слово Господа также важно, как и хлеб, то судьба народа полностью определяется его духовным состоянием.

Господь кормил и поил народ Израиля, сохранял его здоровье и одежду. И вот наступает время для народа взять землю, которую Господь обещал их предкам: Аврааму, Исааку и Иакову, ибо «мера беззаконий» народов, живущих там, исполнилась. Когда будет изгонять их Господь, Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею доброю землею, и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего; не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие и беззакония народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову; (Втор., 9, 4-5)

Моисей предупреждает, что народ Израиля ничем не заслужил этой земли, чтобы не возгордились они в будущем, ибо здесь не заслуга народа Израиля, а вина народов, населявших эту землю. Народ же Израиля – народ «жестоковыйный», который все время выступал против Господа, начиная с исхода из Египта, и много раз Господь хотел его истребить. Обратим внимание на то, что народ Израиля создавался для того, чтобы пронести Истину в будущее, а вовсе не для того, чтобы наказать языческие народы, дошедшие до человеческих жертвоприношений. Поэтому обращение Господа к Моисею об уничтожении этого непокорного народа и создании от Моисея нового, более сильного народа, говорит о том, что с точки зрения возлагаемой на народ Израиля миссии, несколько веков не имеют значения.
Непокорство народа, его подверженность влиянию соседних народов, его постоянное недовольство говорит о том, что, несмотря на страшные свидетельства силы Божьей, свидетелями которой они были многократно, страха перед Богом в них не было. Такое духовное противостояние народа своему Богу бросало тень и на Моисея с Аароном, особенно когда народ поддался греху «золотого тельца», а Аарон не воспрепятствовал этому.

И на Аарона весьма прогневался Господь и хотел погубить его; но я молился и за Аарона в то время. (Втор. 9, 20)

В другой раз народ не поверил Господу и отказался идти брать землю, которую Господь дает в наследие, и Моисею пришлось снова молить Господа простить народ, и обречен он был бродить по пустыне долгие годы.

Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы ты соблюдал заповеди Господа, Бога твоего, и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо. (Втор., 10, 12-13)

Господь создал народ Израиля для служения, которое Он поручает ему, но отношение Господа к Своему народу зависит от преданности народа Израиля, верности его всем повелениям Господним.

Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны; ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. (Втор., 10, 16-18)
Смирите сердца ваши, и избавьтесь от упрямства, бойтесь Бога своего, и будьте справедливы друг к другу и к пришельцу. Итак, люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его и законы Его и заповеди Его во все дни. (Втор., 11, 1)

Моисей снова повторяет необходимое условие для жизни и процветания народа, четко сохраняя порядок повелений Господа – от человека к Господу: соблюдение постановлений, законов и заповедей.

Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед Богов иных, которых вы не знаете. (Втор., 11, 26-28)

Когда народ Израиля будет входить в новые земли, с двух гор, по пути их прохождения, будут произноситься благословения и проклятия, чтобы народ запомнил их и выбрал для себя пути Господни, и не пали на него проклятия за то, что он отвернулся от Господа, Бога своего. Народ Израиля пойдет на запад, По пути следования, в новой земле, народу будут встречаться много мест, где местные народы занимались идолопоклонством.
Не то должны вы делать для Господа, Бога вашего; но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и мирные жертвы ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; (Втор., 12, 4-6)

Когда народ войдет в новую землю, то он займет обширную территорию, но и в этом случае, также как и во время хождения в пустыне, Господь изберет единственное место, где будет пребывать имя Его. Только на этом месте должны будут люди поклоняться Господу и приносить Ему жертвы, дары и обеты. По повелению Господа, Моисей требует от народа уничтожить все места поклонения идолопоклонников, разрушить их жертвенники, сокрушить столбы и сжечь рощи, в которых они поклонялись, уничтожить истуканов. Земля должна быть очищена, и даже прошлое этих мест должно быть стерто в памяти народа Израиля.

Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, Бог твой, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе сегодня. (Втор., 12, 13-14)

Далее Моисей дает повеления Господа о десятине и жертвах, предупреждает о соблазне идолопоклонства в новой земле и наказаниях за отход от Господа и поклонении другим богам. Особое внимание Моисей обращает на то, чтобы справедливость и милосердие не были забыты народом, чтобы соблюдалось повеление Господа о прощении долгов и отпущении евреев, ставших рабами, в седьмой год.
Моисей повторяет повеления Господа о праздновании Пасхи, Пятидесятницы и праздника Кущей, и о необходимости всему взрослому мужскому населению представать с дарами в эти праздники пред лицом Господа. И сказал Господь Моисею:

Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые пророк тот будет говорить моим именем, с того Я взыщу; (Втор. 18, 18-19)

Здесь Господь единственный раз говорит о том, что создаст людям пророка, такого как Моисей, то есть этот пророк будет человеком, и он выполнит такую же миссию: откроет путь людям на новую духовную ступень. Совершенно ясно, что эти слова Господа относятся к Иисусу Христу.
Господь дал простой способ отличить пророка истинного от ложного: если пророк скажет слово именем Господа, и оно не исполнится, то не от Господа слово это, и предайте того пророка смерти.
И дал повеление Моисей народу о тех, кто может войти в общество Господне. Сын блудницы не может войти в народ Израилев, даже десятое поколение не может войти, также аммонитянин и моавитянин, потому что они обратились с просьбой к Валааму о проклятии израильтян. Не запрещается вступать в родство с идумеянином и египтянином, дети которых в третьем поколении могут войти в общество Господне. Таким образом, духовное восхождение народа Израиля сразу же благоприятно отражается на других народах, прежде всего родственных ему.

Господу сказал ты ныне, что он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его; (Втор., 26, 17)

Здесь раскрывается смысл Завета с Богом. Народ Израиля, заключив соглашение с Господом, обязуется следовать Его Учению, хранить это Учение, представленное постановлениями, законами и заповедями и слушать глас Его, который передается народу через Моисея, священников или, в будущем, через пророков.
Рассмотрим эту сторону обращения Господа через Моисея к народу Израиля более подробно:
Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я сегодня научаю вас исполнять, дабы вы были живы и размножились, …(Втор., 4, 1)
Моисей начинает обращение к народу с самых необходимых (чтобы вы были живы …) требований: с требования исполнения, а из Учения берутся постановления и законы, и далее заповеди. Далее Моисей развивает:
… итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, … (Втор., 4, 6)
Итак, соблюдай заповеди и постановления и законы, которые сегодня заповедую тебе исполнять. И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, … (Втор., 7, 11)
Таким образом, чем более полно народ Израиля будет исполнять, хранить и принимать Учение, данное Господом, тем более полно Господь воздаст милости Свои. Далее добавляется еще одно условие более высокого уровня:

Если ты, когда перейдете за Иордан в землю, которую Господь Бог ваш дает вам, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, … (Втор., 28, 1)

То есть, в будущем, когда духовное состояние народа достигнет такой высоты, что люди будут руководствоваться внутренним нравственным законом, в основе которого будут лежать заповеди и глас Господа Бога, надобность в постановлениях и законах отпадет. Глас Господа Бога здесь понимается в двух смыслах: слово Господа через пророков, и непосредственное духовное восприятие отношения Господа к делам и словам человека.

И дал Моисей народу много других повелений, которые исходили от Господа.
И заповедал Моисей народу в день тот: «Сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин; а сии должны стать на горе Гевал, чтобы произносить проклятие: Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим. (Втор., 27, 11-13)

И последними словами проклятий, несущихся с горы Гевал, были:

Проклят всякий человек, кто не исполнит всех слов закона сего, и не будет поступать по ним! (Втор., 27, 26)

Если же народ Израиля будет следовать путями Господа своего и, войдя в новую землю, будет исполнять постановления, законы и заповеди Его, то Господь поставит его выше всех народов земли и придут на него все благословения: во всяком месте и во всяком деле, благословен будет перед всеми народами в изобилии и плодах земли, в силе перед врагами твоими и во власти над народами.
И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим Ковчег Завета Господня, и всем старейшинам сынов Израилевых. (Втор., 31, 9)

И сказал Господь Моисею: «Вот дни твои приблизились к смерти; призови Иисуса, и станьте у входа Скинии Собрания, и Я дам ему наставления. И пришел Моисей и Иисус, и стали у входа Скинии Собрания. И сказал Господь Моисею: «Вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих Богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: «Не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Господа Бога моего среди меня?» и Я сокрою лице Мое от него в тот день за все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам.
(Втор., 31, 14-18)

И дал Господь слова песни Моисею о будущем народа Израиля и велел научить народ этой песне, ибо она будет свидетельством против сынов Израиля, когда они покинут Бога своего.

Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим Ковчег Завета Господня: «Возьмите сию книгу закона и положите ее одесную Ковчега Завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя; (Втор., 31, 24-26)

Пройдет время, и развратятся сыны Израилевы в новой земле, которую дал им Господь, и пойдут вслед иных богов. Тогда пренебрежет Господь ими, и обрушится гнев Его на них:

Видите ныне, видите, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей. Я подъемлю к небесам руку Мою и клянусь десницею Моею и говорю: «Живу Я вовек!» (Втор., 32, 39-40)

И сказал Моисей народу Израиля:

Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего, ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтобы овладеть ею.
И говорил Господь Моисею в тот же самый день: «Взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую даю Я во владение сынам Израилевым; и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему, за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых; (Втор., 32, 46-51)

И вот благословил Моисей народ свой, благословил по коленам его от Рувима до Асира. Вот начало его благословения:

Он сказал: «Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона». (Втор., 33, 2)

Перед своей смертью Моисей говорит слова, предназначенные не только народу Израиля, но всему человечеству. Господь впервые открылся людям на горе Синай, где дал заповеди, законы и постановления народу Израиля. Второй этап Возвращения был связан с именем Иисуса Христа, когда Господь открыл путь на новый духовный уровень не только израильтянам, но и язычникам, символом которых был Исав, проживавший на горе Сеир, брат Иакова. Возвращение язычников к Господу было провозглашено в книге Бытия за полторы тысячи лет до прихода Иисуса Христа. Затем Моисей провозгласил приобщение к единому Богу потомков Измаила, проживавших в пустыне Фаран. Вот три стада, которые ожидали Иакова у колодца, когда он шел к Лавану.

И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю … . И сказал ему Господь: «Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову: «Семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь.
И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня.



   
На Главную
 
Первоевангелие  
 
 
 
 
 
  • Пятая книга Моисея: Второзаконие
 
 
   
Христианство  
 
 
 
 
 
 
   
Аннотация  
   
Обращение  
   
О Себе